Ново-Аненская Благочиния



Поразительный случай, ясно доказывающий превосходство Православной веры пред латинскою, имел место в Молдо-Влахии, когда воевода Михаил, после изгнания своего брата, принял власть в Молдо- Влахийской земли Белград и решился построить там Православную церковь. Но латинские ксендзы, равно как граждане и бояре латинской веры воспротивились этому желанию воеводы, говоря, что вера их самая правая и что они не желают иметь в своем городе церкви чуждой веры; при этом они предложили открыть прение для доказательства превосходства их веры пред православною.

Но воевода сказал им: «словопрение может быть безконечно, но если Богу будет угодно, мы другим способом убедимся, чья вера более правая; идем посреди города, и пусть принесут чистой воды; мой архиерей с своими иереями освятит ее, и ваш пусть сделает тоже; затем сосуды с освященною водою, запечатав моею и вашими печатями, вы храните в вашей великой церкви в продолжение 40 дней, запечатав и церковные двери.

И чья вода, по прошествии означенного срока, окажется неиспорченною и свежею, как будто она сейчас же взята из источника, это будет служить знаком, что и вера тех более правая».

Латиняне охотно согласились на такое предложение воеводы и на другой же день обе спорящие стороны торжественно освятили воду и поступили с нею так, как предлагал воевода.

После этого, как православные, так и латиняне ежедневно в церквах совершали усердные молитвы и несли строгий пост. По прошествии 25 дней православный епископ, по внушению Божию, пришел к воеводе и сказал ему: «Призови латинян и их иереев и не жди назначенного сорокадневного срока; идем в церковь и ты узришь благодать Божию и будешь свидетелем, что верные рабы Божии, уповающие на Него, не будут постыжены».

Совет был принят, и многие из православных и католиков последовали к церкви, с дверей которой были сняты печати, и все вошли в нее. Тут православный епископ прежде всего благоговейно опустился на колени и громко произнес следующую молитву: «Боже, единый в Троице святей славимый и поклоняемый! Яко же древле праведного Твоего Илии во извещении Твоея истины услышал еси огнем и посрамил еси злочестивых, тако и ныне услыши мя, недостойного раба Твоего, и всех предстоящих верных раб Твоих, не ради достоинства нашего, егоже не имамы, но славы ради имени Твоего святого и утверждения ради истинныя, яже в Тя, веры нашея; яви неотъемлемую благодать Святаго Духа от воды сея неистлением ея, да увидят вси предстоящие, яко в единой точию восточной греческой твоей соборной церкви истинная есть вера и действительная благодать Св. Духа: Ты бо един еси благословляяй и освещаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После этой молитвы епископ при пении – «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся», – открыл сосуд с освященною водою и, посмотрев на воду, нашел ее еще более чистою и светлою, чем она была в первый день, когда ее принесли из источника: кроме того, от нея исходил весьма приятный, благовонный запах.

Возблагодарив Бога, прославившаго святую церковь Православную, епископ обратился ко всем присутствовавщим с такими словами: «Подойдите и посмотрите, как после стольких дней вода сия, благодатию Св. Духа, осталась совершенно неиспорченною, и убеждайтесь, что православная наша вера есть свята и истинна».

Открыли свой сосуд и латиняне; но оказалось, что вода в нем до того испортилась, что смрад от нея распространился по всей церкви. С ужасом и удивлением сказали латиняне: «Истинна есть вера Православная, которую исповедует воевода; пусть строит церковь своей веры в нашем городе, так как за сопротивление наше этому желанию Бог разгневался на нас и чудесно показал нашу неправоту».

Так посрамлены были латиняне с их священниками, из которых многие после этого чуда обратились в Православие. Воевода со своим епископом, священниками, боярами и войском, исполненные великою радостию и весельем, возвратились во дворец воеводский, славя и благодаря Бога за бывшее чудо на утверждение истинной Православной веры; тут же решено было приступить тотчас же к устройству предположенной церкви.

«Духовные посевы»
 

home Acasa   map Harta   mail Contacte